Πέμπτη 29 Νοεμβρίου 2012

ПОУЧЕНИЕ 31-Е - ПОУЧЕНИЕ 35-Е




ИСТОЧНИК

Библиотека святоотеческой литературы


http://www.orthlib.ru/






ПОУЧЕНИЕ 31-Е.

О кознях лукавых бесов, и о предлежащем воздаянии, тщательно совершающим свое служение.

Отцы мои, братия и чада! Долг настоятельства понуждает меня каждодневно возвещать вам путь Божий: ибо иерей и учитель, по Писанию, есть ангел Бога Вседержителя, и закона от уст его взыщет Бог к подчиненным ему (Малах. 2, 7). А я окаянный, ленюсь и не смею говорит. Ибо имею оскверненное сердце и нечистые уста, тогда как живу между людьми святыми, и даже более, я над ними настоятель. Однако любовь Божия увлекает меня, и я то поучаю вас, то утверждаю в том, в чем сам был искушаем, то братски беседую с вами, то учу, как сынов; а еще исповедую, что я и чадо ваше непотребнейшее.


Итак, в чем, братия мои честнейшие, исправим путь свой? Когда сохраним словеса Господни и судьбы правды Его. Великая и непрестанная бран у нас с миродержителями тьмы века сего, и сильно озлобление их против нас, как пишет Лествичник (Степ. 4, отд. 35. Степ. 26, отд. 126). Ибо они смущают нас, возмущают, возбуждают в нас похотение, производят сладострастные движения [1], и возжигают огнь похотей (но преимуществу в юных) и пожигают их; злоба их разнообразна, яства и пития их смертоносны. Если и одним чем-либо смиренный человек будет уловлен, от невнимания своего, или завистию равною убийству, или славолюбием, или тайноядием, или греховными мыслями, и согласием с помыслами, - ибо и от этого одного может сойти душа в ад; — или если иным чем-либо из внушений диавола будет кто уловлен: то он отчуждается Бога и царства небесного, лишается вечной жизни, теряет бесконечное веселие, напротив наследует огнь неугаснмый, червей неусыпающих, темный тартар и место с бесами.

Но да не постигнет вас, братия мои, что-либо такое. Будем убегать сетей диавола, будем мужественно подвизаться против него, потерпим огнь похоти, и он без сомнения угаснет. Ибо всесильная помощь Божия не оставит нас опаляться долгое время, но скоро внидем в прохладу и росу чистоты, воспевая Бога со святыми отроками. Если и зависть будет на нас ратовать, вооружимся и против нее; после недолгого искушения она пройдет; побудет, может быть, один час, или три, а может случиться и дня два; на ложе же нашем пусть истребится: ибо все, о чем помышляли в сердцах наших весь день, то да поучаемся на ложах наших истреблять. Ратоборствуй, как воин Христов, дабы тебе увенчаться, а не подвергнуться мучению. Ты уязвлен? Но ты уязвил и врагов своих. Ты пал, (чего да не будет)? Встань скорее. Ты увлекся словом в законопреступление, потерпел искушение от очей, или пленение ума, или уловлен смехом? Опять обратись, исправься, покайся, воздай славу Богу, исповедайся, излей теплые слезы от души, восстенай из глубины твоего сердца, скорби и сетуй, сокрушись, смирись. И это-то есть врачевание души; ибо сказано: егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися и уразумееши, где еси был (Исаи. 30, 15). И: Еще глаголющу ти, речет ти, се приидох (Исаи. 58, 9). И еще сказано: опечалися и пойде дряхл, в путех своих, пути его видих, и исцелил его (Исаи. 57, 17).

Видишь, какого мы имеем Бога, — как Он благ, как милосерд, как человеколюбив. Той бо очищение есть о гресех наших (Иоан. 2, 2); ради нас обнищал и пострадал ради нашего спасения; был заушен, терпел досаждения, был уязвлен, принял поношения, был поруган, излил пресвятую кровь Свою, и язвами Его, как написано, мы исцелехом (Исаи. 53, 5). Итак, братия мои, приидите, приступим к Нему, припадем Ему, и восплачемся пред Ним, яко Той есть Бог наш, и мы людие пажити Его и овцы руки Его (Псал. 94, 7). Днесь аще глас Его услышим, не будем преогорчевать Его, и не поползнемся подобно непокорным и роптавшим, и не обленимся идти в землю обетования Его, — куда пойдем тесным и прискорбным путем, - дабы не оставить нам костей душевных в пустыне мучения. Если бы и те послушались тогда Иисуса Навина, вождя своего, и Халева, сына Иефонии, то наследовали бы Божия обетования. А так как они по лености и нерадению не захотели идти многотрудным путем и противостоять язычникам, сопротивлявшимся им, то убоялись, и имевшие помогавшую им непреоборимую силу Божию, потребились, и память их погибла совершенно.

Так будет и с нами теперь, если вы не послушаетесь нас недостойных и не обратитесь. Не пребывайте в плотолюбии, помышляя о Египетском страстном житии, и рабском служении миру сему, от которого благодатию и милосердием Божиим вы освободились. Станите ревностно, с теплым сердцем; обуйте ноги ваши во уготование благовествования мира, оболкшеся в броню твердой веры; вооружитесь духовным всеоружием (Ефес. 6, 13-15) и идите мысленным путем; и поборем сретающия нас иноплеменныя и варварские страсти, и победим их; перейдем мысленно слезами Иордан, и наследуем ту землю, в которой течет бессмертная жизнь, в которой плоды вечных благ. Скудным и недостойным словом всегда, как и теперь, покушаюсь я, братия мои, вселить дерзновение в душах ваших. Однако приимите в сердца ваши и сие малое, что имеем, и присовокупив добрые дела ваши к скуднейшему и ничтожнейшему слову умножьте оное в тридесять, шестьдесят и во сто.

Ей, умоляю вас, братия мои честнейшие, сердце мое, венец мой, похвала моя, избранные мои люди, лучше же сказать — избранный жребий Божий, часть святая, царское священие; ибо и до сего смею доходить, и так похвалить вас; переносите труды жизни вашей в служениях, порученных вам. Келарь! Трудись с радостию; мужайся эконом; укрепляйтесь садовники и огородники; благодушествуйте плотники; будьте тверды подкелари; укрепляйтесь мельники, и всегда имейте с собою Бога и наше смирение; Веселись повар, и трудами своими успокоивай чад моих. Радуйся, уставщик, распорядитель Божиими службами; будь внимателен в своих действиях, не огорчай Бога, и с великим смирением обращайся со всеми братиями. Радуйся о Господе, попечитель о больных с своим помощником. Укрепляйтесь краснописцы, трудясь в чистописании, - ибо вы начертатели законов Божиих и писцы слов Духа, передающие книги не нынешним только, но и последующим родам; наблюдайте за знаками препинания и за ровностию в буквах, за правописанием, порядком и чистописанием. Пономарь, возжигатель Божественных светов, служи Богу благоугодно с великим смиренномудрием, дабы этим украшалась церковь Божия. Книгохранитель, береги священные книги, как самые священные скрижали Божие, взыскивая с чтущих, если кто из них положит книгу не так, как должно, или запыленною [2], или попорченною, или измаранною по нерадению чтущего, и в книгохранительницу полагай их с тщательностию и по порядку. Хранитель священных сосудов, со страхом и трепетом проходи порученное тебе служение: чистыми руками и душею неоскверненною касайся святыни, не в нечистоте, дабы не был ты сожжен. Хранитель братской рухляди, будь благоуспешен с сотрудниками своими, храни братские одежды, и раздавай их каждому по приличию, и как тебе повелено. Виноградный страж, скотник, привратник, расходчик, красильщик, все вы радуйтесь и сорадуйтесь мне. Все вы будьте благоуспешны. Пусть никто не ропщет, не скорбит и не гордится против брата своего, ибо такого ненавидит и Господь и люди. Пусть никто не делает постыдных дел душевных и телесных: пусть никто не ест втайне, не лжет, не клевещет и не заводит ни с кем безвременно спора; пусть никто не сидит в праздности и не вымышляет извинений во грехах; пусть не бывает двоедушен, клеветник, оболгатель, возмутитель, многоречив, лицемер, братоненавистник, упрям и упорен. А напротив все вы, чада мои возлюбленные, тщательно идите путем Божиим, и подвизайтесь с усердием. Будьте просты, благопокорны, уступчивы, долу преклоняя выи свои, послушны, приветливы, отвращайтесь дерзости, любите друг друга и не имейте лукавства; дабы так поступая и такую проводя жизнь, совершить нам предлежащий подвиг, благоугодить Богу и насладиться будущих благ. О дабы всем нам получить их по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу вместе со святым Духом подобает слава, держава, честь и поклонение во веки. Аминь.

[1] В Слав. подчревныя двизания.

[2] По греч. ϰορνιαϰτισμὲνην. В слав. книге: украшену; опечатка, вместо упрашену.




-----------------------

ПОУЧЕНИЕ 32-Е.

О том, чтобы довольствоваться малым, и о том, чтобы принимать в монастырь отроков, калек и увечных.

Отцы и братия! Мой долг говорить всегда вам слово назидания. Представите уды ваша, как говорит Апостол, рабы правде во святыню (Рим. 6, 19). Преуспевайте в божественной мудрости; уразумейте важное и Ангельское достоинство честного вашего образа, хотя вы уже и уразумели это, и смирением совершенно предали себя Господу; переносите повседневно злострадания и в духовных и телесных делах, ибо те и другие равно благопотребны, и одни с другими связаны. Один упражняется в чтении, другой в молитве, иной сидит за рукоделием, а другой трудится где-либо вне. Иной окапывает виноград, другой пашет землю, тот собирает подаяние, а этот плотничает, и никто не остается празден, и никто без дела, но все трудятся по силе своей. Что касается до меня, то ни тот, кто смотрит за входящими в монастырь, ни тот, кто сгоняет птиц с плодов, не кажется мне человеком ненужным, ибо и они удовлетворяют потребности целого тела, и хотя отчасти, однако исполняют место ноги или пальца.

Все мы — как бы одна душа и одна воля. Такими мы и должны быть всегда; и пусть никто, по наружности находясь среди братства, не отсекает сам себя по неблагоразумию своему, но пусть добровольно потрудится вместе с прочими братиями. Все вы освящаете свои руки; ибо труд ваш, как жертва и приношение, возносится к Богу. Или не истину я говорю? Ибо не питаются ли у нас дети, которых мы принимаем каждодневно? Не питаете ли старцев, не подаете ли странникам хлеба и овощей, чашу студеной воды или и вина, или что-либо другое, что есть в монастыре? Не угощаете ли приходящих друзей, и не питаетесь ли сами? Что же все это? Не есть ли это приношение Богу? Ибо сказано в Писании: милости хощу, а не жертвы (Матф. 9, 13). Итак, вы милостивы: если что дается, то подаю это не я один, но все даем, будет ли то серебро, или одежда, или другое что; ибо вы чада мои и соучастники во всем, и в душевном и телесном. Сердце мое горит о вас, хотя я и грешен; и не тесно вмещаетеся (2 Кор. 6, 12) в сердце моем, хотя я и недостоин; однако я объемлю каждого из вас духовною любовию, держу вас в недрах своих, и желаю согревать вас и всевозможно успокоивать вас. Итак, пусть никто не противится другому и не презирает его, ни даже сам эконом низшего из всех по стенени. Всякий сопротивляющийся брату, мне противится, ибо я в лице его. Посему будьте мирны, любите один другого и почитайте, помогайте друг другу и имейте духовную любовь. Низшие, почитайте начальников своих, как меня, и слушайтесь их во всем. А если кто не будет слушаться моего слова, тот мне не чадо. Веселитесь духовными утешениями, службами церковными, бодрственно и внимательно, и священными молитвами; утешайтесь и телесно ради бывающих трудов. Подкрепляйте себя хлебом и вареными овощами и малым количеством вина, впрочем это только для слабых желудком. А кто любит воздержание, тот, благодаря Господа пусть воздерживается.

В светлую неделю некоторые стужали мне о том, чтобы им не пить вина. Я отвечал, что с рассуждением и это делать дозволяю. Вообще же теперь заповедаю вам: когда положено есть дважды в день, имейте облегчение от земных поклонов, и относительно часов времени (в приятии пищи) [1]. Затем, если кто хочет, пусть соблюдает воздержание, кроме суббот и воскресных дней, и довольствуется одним хлебом и водою. Если же почувствует, что он изнемогает, пусть снизойдет себе, и употребляет немного вина, чтоб укрепиться, или пусть ест и дважды в день. Немощные же пусть пьют всегда, а равно и привыкшие в городах к отрадной жизни. Итак, кто по немощи пьет вино, да не упадает духом, но да утверждается смирением; равно и кто не пьет вина, пусть не высокомудрствует, будто совершает нечто великое, ибо брашно нас не поставит пред Богом (1 Кор. 8, 8), если мы будем тщеславиться. Впрочем юным полезно воздерживаться от вина, если только кто может воздерживаться. Даже нам и заповедано не пить вина Божественным Василием Великим [2], Святым Марком и другими Отцами; однако, как мы уже сказали, это относится к здоровым. Но все же, чада мои, лучше воздерживаться, если же разрешаете, то будьте довольны одною чашею, или двумя, а чаша пусть вмещает четыре унции [3]. А кто желает пусть и всегда воздерживается от вина. Затем да увенчает вас слава и честь небесная, да предварит вас милость, мир и благодать Божия, и в третьих да запечатлеет вас молитва Отца нашего и сохранит вас невредимыми.

Знайте, братия, что много мирян каждодневно приходит к нам для поступления в монашество, но я, как уже не раз говорил вам, отказываю им, не потому, что не люблю, чтобы вы были многочисленнее прочих монастырей, чем я, как тщеславный, мог бы еще и хвалиться, а потому что я желаю, чтобы вы умножались во славу Божию и по воле Его. Ибо не просто во множестве собирающиеся большую воссылают славу Богу, но только те, которые во множестве собираются во имя Его. И если о едином грешнике кающемся радуется Господь, то тем более о многих. И если обретается посреде двою или триех (Матф. 18, 20), то не возрадуется ли обретаясь среди многих? Видя же свою немощь и многие мои страсти, я всегда говорю, что я недостоин распоряжаться и собою, тем более иным кем-либо, а наипаче многими. Но ради заповеди, которая повелевает так: всякого грядущего ко Мне не изжену вон (Иоан. 6, 37); и еще: Оставите детей приходити ко Мне, таковых бо есть царствие небесное (Лук. 18, 16), я склоняюсь, и принимаю детей, и старых и юных, не женатых и женатых, здравых телом и увечных, безруких и хромых. И это делаю не но собственному произволу, чтобы считали меня совершающим нечто великое, но как должник и обязанный к сему, по учению Божественных Отцев. А если не буду так делать, то окажусь преступником Божественной заповеди. Вы же что скажете? Согласны ли со мною, и принимаете ли тех, или нет. Пусть каждый отвечает мне, тогда я буду делать это еще усерднее; ибо труды ваши, но помощию Бога исполняющего всякое животное благоволения (Псал. 144, 17), и дающего пищу скотом и птенцем врановым, призывающим его (Псал. 146, 9), говорящего: воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, и Отец наш небесный питает их (Матф. 6, 26). Посему, надеясь на вашу рассудительность, уповаю, что мы сохраним заповеди, и не за одну не подвергнемся осуждению, и ни одна не останется у нас без исполнения. Ибо зачем мне делаться преступником ради нарушения одной заповеди, не приняв увечного, и не упокоив старого? Ибо хранение заповедей представляет собою круг и ликостояние, и одна за другую держатся. Если кто нарушит одну заповедь, то мний наречется в царствии небесном. А мний по изъяснению великого Златоуста, не иное что означает, как то, что таковый повинен муке. Итак, будем принимать и отроков, и старых, и хромых, и безруких, и не оставит нас благий наш Бог, но подаст нам все потребное и для души, и для тела, как мы и получали это от Него с первого дня и до ныне.

Я нахожусь в скорби от того, что должен на несколько времени с вами разлучиться. Но вы не скорбите, чада, ибо я всегда с вами, хоть я и грешен. Благодать Господа нашего, с молитвою нашего Отца, да сохранит вас невредимыми, и я опять увижу вас, и мне радостно будет встретить вас здравыми по душе и по телу, как и надеюсь я, безнадежный. Христос Бог наш, всещедрый и преблагий, да поможет вам во всяком добром деле, и да исполнит вас всякого духовного веселия, и да соделает вас всесовершенными во Святом Духе. Слава Ему во веки. Аминь.

[1] В тогдашнее время, когда положено было есть однажды в день, вкушали пищу в 9-м часу (по древнему счету, а по настоящему, в 3-м по полудни). Когда же ели дважды в день, дозволялось вкушать пищу раньше.

[2] Смотри 1-е слово его "о подвижничестве".

[3] Здесь, как и в других подобных местах, разумеется вино виноградное, которое в южном климате составляет существенную потребность. При том, как видно и из 9-го поучения препод. Феодора в монастырях употреблялось большею частью вино новое, или вернее недавно выжатый лозный сок, не имеющий винной крепости.




--------------------------


ПОУЧЕНИЕ 33-Е.

О том, что павшие должны восставать, и полезное повествование о том, как святый старец подверг епитимии и связал (своего ученика).

Отцы, братия и чада мои! Так, я должен преподавать вам, чада мои, и говорить смиренное и бесполезное слово мое, вам, чада Божии, которые но истине ежедневно с болезнию совершаете поприще повиновения; должен утешать вас советами, возбуждать вас наставлениями и соделывать вас благодерзновенными и мужественнейшими посредством таинственных повествований, особенно же, — усердных из вас и не ленивых, но с радостию обращающих слух свой к принятию того, о чем хочу я говорить. Мы, чада, находимся на брани, и на великой и лютой брани; ибо Апостол говорит: несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Ефес. 6, 12). Как военачальник в то время, когда воинства хотят сразиться, рассказами о древних героях возбуждает в воинах отвагу и ободряет их ко вступлению в бой со врагами и к победе: так и я, окаянный, возбуждаю вас, воинов Господних. И не один день, или два должен я, и требуется от меня, это делать, но всегда. Особенно же я желаю, хотя и не могу, возбудить вас и соделать усердными и мужественными против нападения бесовских воинств и против многоразличных страстей бесчестия. Не мал труд ваш, братия мои Христолюбивые, и не малы поты духовных ваших подвигов, как и слово показывает; напротив труд ваш весьма велик, воинственный, страдальческий, подвижнический, вышеестественный, труженический, чудный, многопотный, и премирный. Ибо вы всегда претерпеваете отсечение своей воли, как пролитие крови, удары укоризн, как раны смертные, и перемены по послушаниям, как бранные подвиги. И никто из вас не имеет власти преступить положенного уставом, но все вы ратоборствуете, злостраждете и скорбите, влекомые и окружаемые во всяком подвижническом труде голодом и жаждою, холодом и наготою, славою и бесчестием, и прочим, чем хвалился Апостол. (2 Кор. 6, 8; 11, 27). Но радуйтесь, чада мои, и веселитесь, не смотряюще видимых, видимая бо временна, невидимая же вечна (2 Кор. 4, 18); и живот ваш сокровен есть во Христе. Егда же Христос явится живот ваш во второе пришествие, тогда и вы явитеся (Колос. 3, 3. 4), и будете веселиться вечно, и воздаст вам Подвигоположник Владыка за ваши подвиги, совершенные во плоти, вечными и бесценными благами. Итак, потерпите еще немного, потерпите, господа мои и владыки, ради любви Божией. И как Господь возлюбил нас и предал Себя осуждению на смерть, смерть же крестную; так и мы предадим себя за Него на смерть, принося сие, как благодарение, человеколюбивому Владыке, который удостоил нас, ради имени Его, отречься родителей наших, сродников, друзей, ближних, знакомых, сверстников, вскормившего и воспитавшего нас отечества, городов, торжищ, зрелищ, увеселений, зрения мирских предметов, обычаев, смехотворства, развлечений, сел, путей, дел, занятий, плотской дружбы, и всего, что в мире сем, кто бы мы ни были горожане или поселяне. Ибо теперь мы все о Христе Иисусе едино, и я родил вас духовно. Какое воздаяние принесем мы за это укрепившему нас Богу? Какое, как не то, чтобы леностию и бесчувственностию не погубить того, что стяжали, и не презирать того, что совершили, и ни мало не страшиться того, что предстоит в будущем; но если нужно будет пролить кровь, то и это исполним с радостию и благодарением. Так я вам, чада мои, честь и слава моя, украшение и похвала моя, стараюсь подавать советы, наставлять вас и охранять касательно дел благочестия. Есть одно повествование. О дабы вы утвердились чрез него, чада мои, и показали еще более тщательности и мужества от ныне и до века! Посылали мы некоторых братий к одному чудотворцу, игумену здешних монастырей, дабы узнать от него об окаянном и заблудшем Фалассии, куда он пошел. Выслушайте это, ибо оно может принести вам великую пользу, утвердить вас и укрепит, как нечто досточудное и достойное поведания. Ходил сей окаянный к старцу Сикеотскому и просил у него прощения и разрешения неразрешимой своей епитимии. А так как старец говорил ему, что ни он, ни кто другой не может простить его, как только я смиренный; то он, оставаясь при нем, с великою дерзостию докучал ему и говорил: если он не разрешит меня, ужели я навсегда останусь отлученным? Тогда старец рассказал ему следующее повествование, как он передавал и братиям, приходившим туда.

Послушай, чадо, говорил он, что я слышал от отца моего. Это истинно, ибо он слышал о сем из уст того, с кем это случилось. В недавнее время был некоторый старец, подвизавшийся в одном месте, который имел весьма благоговейного ученика. Так как животные, бывшие у них ради нужд монастырских, причиняли вред соседним полям, и поселяне бранили за это старца, то старец разгневался на ученика, и дал ему заповедь, чтобы он не ел хлеба до тех пор, пока не остановит и не возвратит назад животных, и не сделает нужного ограждения, чтобы они более не ходили на поля. Но когда брат пошел исполнить повеленное ему, старец умер. Возвратившись и нашедши его умершим, ученик весьма опечалился. Он долго плакал, сожалел и скорбел, во-первых, потому что лишился отца, и что погас свет его, и что его постигло такое же истинное сиротство, как сиротство по плоти; а во вторых потому что на нем осталась епитимия - не вкушать хлеба. Когда похоронили старца, ученик объяснил дело, кому следует, и просил врачества и разрешения епитимии. Однако никого не нашлось, кто бы исцелил язву и разрешил связанного; ибо каждый отрицался и посылал его к старейшему. Итак, как никто из находящихся там не мог его разрешить, то по совету большего числа людей он удаляется оттуда, приходит в Константиноноль и идет к Патриарху, — Патриархом был тогда святый Герман — объясняет ему причину прихода, и просит от него помощи, как от такого лица, который был главою Церкви; однако и здесь не получает разрешения и исцеления. Что же затем? Собирается собор, является на среду послушник, производится рассмотрение вины его. Но и после всего этого последовало некоторое удивительное, достославное и поистине непостижимое, при таком архиерее и исповеднике, решение. Ни он, ни собравшийся собор не презрели епитимии старца, связавшего его и внезапно умершего, хотя старец и не желал, чтобы ученик его оставался под епитимиею. Но как он, связанный на земле, был связан и на небесах, то они и оставили его с епитимиею неразрешенным, и не смели освободить связанного одним человеком, который может быть не имел и степени священства, а был только аввою своего ученика, хотя тут были архиереи и даже глава церкви. Таким образом брат оный пребыл до смерти, не вкушая хлеба.

Услышав это, я окаянный почудился, похвалил и ублажил истинного архиерея и премудрого послушника, и убоялся отеческих заповедей, видя их такую неизменность и непоколебимость. Убойтесь и вы, чада, подивитесь этому, и храните повеленное вам до смерти в честных ваших душах; ибо оно есть страх и твердое ограждение пяти-страдальческаго [1] повиновения и послушания вашего о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

[1] Св. Григорий Синаит в главах 120 и 121 выставляет пять степеней послушания: 1 отвержение своей воли, 2 повиновение старшим, 3 послушание заповедям Божиим, 4 смирение пред всеми, 5 любовь ко всем. Также и блаженные Каллист и Игнатий в 15 гл, выставляют пять свойств послушания с некоторым изменением: 1 полная вера к предстоятелю и наставннку, 2 истина, - истинствовать пред ним в слове и деле, 3 не исполнять ни в чем своей воли, а стараться во всем отсекать оную, 4 отнюдь не прекословить и не спорить, так как прекословие и спорливость бывают от рассуждения с неверием и высокомудрием, 5 совершенное и чистое исповедание грехов и таин сердечных. (То и другое во 2-й части Добротолюбия).


-----------------------


ПОУЧЕНИЕ 34-Е.

О том, чтобы с упованием на будущие блага переносить благодушно поношения и укоризны.

Отцы, братия и чада! Так как вы ежедневно возрастаете и умножаетесь, так как много времени провели в подвигах и приобрели навык в добродетели деятельной и умозрительной: то и я грешный влекусь к добру, и скажу вам поистине, поверьте мне, я весь в страхе и трепете; ибо перехожу от силы в силу, становлюсь на стражбище высокое и превознесенное, и вижу, на какую высоту настоятельства взошел я окаянный, как велико и широко мысленное море жизни нашей, где находится пристанище спасения, - горе высоко на небесах небес; сколько бывает случаев, бурь и волн от противных духов, сколько смущения и смятения от неприязни и зависти людской. От сего я прихожу в ужас, чада мои. И как я, неуправленный, могу управить вас от земли на небо и от вещественного к Божественному и вечному? Умилосердитесь надо мною, помогите мне, возмитесь за дела и потрудитесь вместе со мною, соединитесь и будьте тщеславны, и пуст каждый возьмет что-либо из духовных оружий. Один пусть смотрит вперед, другой стоит вместе со мною; иной пусть сторожит, другой обходит; иной да наблюдает за глубиною согрешений, чтобы не найти на подводный камень, или на мель, чтоб не настигла нас буря, и не случилось того или другого, — что вы знаете и видите каждодневно. Мы берем эти сравнения для примера, дабы всем нам, при помощи Божией и по молитве отца нашего, достигнут желаемого пристанища. И не думайте честнейшие мои братия, что достигнуть царствия небесного есть дело маловажное. Ради сего, как сказано в Писании, все Святые проидоша в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени, в пустынях скитающеся, и в горах и в вертепах, и в пропастех и расселинах земных, ихже не бе достоин (весь) мир (Евр. 11, 38). Так Исаия был пилою перепилен; Иеремия ввержен был в ров с тиною; Иона брошен был в море и пожран китом; Даниил отдан был лъвам, дабы они его пожрали, постился там три недели, и алчный не вкушал хлеба; три отрока ввержены были в разженную нечь; Захария, отец Предтечи, умер от меча; сам Предтеча был обезглавлен. И не достанет мне времени поведать о Павле, который как он сам говорит, пребывал во алчбе и жажде, в зиме и наготе, в труде и подвизе (2 Кор. 11, 27); и оставляю пересчитывать прочие его бесчисленные подвиги. Первомученик Стефан побит был камнями; Иаков, брат Божий, был убит. Но зачем буду я вдаваться в бесчисленное множество примеров, представляя прочие скорби Апостолов, страдания Святых мучеников и подвиги множества преподобных Отцев. Вот каким образом, возлюбленные мои братия, как мы сказали, получили они обетованные блага и вечное и неизреченное наслаждение. Так, чада мои, и мы смиренные будем подвизаться, прошу и умоляю вас, как отцев моих; ибо, как говорит Василий Великий [1], тех почитают, которые трудятся, и венцы для тех, которые одержат победу. Будем же трудиться и подвизаться всегда на поприще (жизни нашей), будем ратовать против супостата, будем неутомимы в борьбе, не будем отступать; ратуя, не будем обращаться назад. Пусть будет в сердцах наших усердие, как огонь, и никто не устоит пред нашими очами, и сами бесы обратятся в бегство. Ибо сказано, что они тают, яко воск, от такого духовного огня; убоятся нас и люди, или же будут благоговеть. Вознесшись над всем, мы взойдем туда, где наша жизнь и покой неизреченный. Горе, горе! Зачем мы так малодушпы и нетерпеливы? Иди, сказано, ко мравию, о лениве. (Прит. 6, 6). А я скажу вам, братие, иначе: посмотрите на того, кто одержим постыдною любовью, как он все терпит, все переносит, мечтая только об одном лице, к которому имеет нечистое пожелание; ни пищи, ни питья до сыта не употребляет, ни сна, ни покоя не имеет, и не желает ничего другого приятного и сладостного; но решается терпеть, окаянный, и другие труды и страдания, хотя бы даже пришлось ему и кровь пролить, не для того чтобы наследовать или приобресть что-либо, но дабы погубить душу свою в муке вечного огня. Мы ли с нашею святою любовию к благому, прекрасному, неисповедимому и вожделенному Христу Богу нашему, не пребудем в этом блаженном и святом повиновении до самой старости, если это будет нам на пользу, и не перенесем всякую скорбь, стрелы помыслов, поношения и оклеветания, голод и жажду, нищету, укоризны, презрение, или что-либо другое? Вы, чада, существа разумные, и не должны подражать скотам и уподобляться им, но как мы начали, шли, предуспевали и достигли средины пути, так будем усердны и до конца, и потщимся совершить путь наш о Господе. Итак, возрадуемся, братия мои, возблагодушествуем, да мужаемся и крепимся, утвердимся и просветимся, обнимем и облобызаем друг друга с любовию. Оградимся, вооружимся, и получим спасение о самом Христе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

[1] Смотри его "Предначертание подвижничества".


-------------------------


ПОУЧЕНИЕ 35-Е.

Должно скорбеть и молиться о тех, которые по безрассудности отделяются от братства.

Отцы, братия и чада мои! Наше дело, по сказанию Божественных Писаний, чему иному уподобляется, как не положению и обязанности кормчего? Обыкновенно кормчего, когда он переплывает великое сие и мысленное море, встречает многое: бурные ветры, т. е., нечистые духи, многоразличные волны, смущение и непреодолимый шум. Шуму бо волн его, как говорит Пророк, кто постоит? (Пс. 64, 8, слич. 106, 23 и след.). Ибо смиренные наши душевные корабли восходят как бы до небес, и нисходят до бездн.

Если же это так, и многократно случается, что мы подвергаемся волнению, нас заливает вода, мятется корабль, рвутся снасти, и заносит нас на мель; впрочем мы не должны о сем скорбеть, отчаиваться и оставлять корабль, но и еще более должны прилагать старания, и тогда-то окажется и кормчий и чудо спасения. Ибо если кормчий устрашится противных ветров, волн, покрывающих корабль, и воды в корабле, и хотя одним словом обнаружит страх, и от боязни вид лица его изменится: то он прежде крушения бывает причиною погибели и себе и прочим, находящимся в корабле, приведши их в отчаяние. Посему, чада мои, если иногда возмутится кто из братии, подобно водам морским, или поколеблется иной, подобно канатам корабельным, или будет сопротивляться некоторым и прекословить, подобно противным ветрам, а мы окаянные устрашимся, то мы вредим и себе и вам, и бедствуем, как бы без кормчего.

Прискорбно бывает, когда кто но безрассудности отделяется от братства, как это случилось теперь с смиренным Тарасием. Не прискорбно ли и то, если кто производит беспорядок и смущается? Поистине прискорбно, но не так, как если кто отделяется от нашего окормления. Мы напротив должны стараться собирать и рассеявшихся, умиротворять враждующих, и все делать и прилагать старание к пользе нашего общества [1], и вашего ради спасения. Таким образом будем всегда молиться о падших в грех, и особенно об окаянном Фалассии. Ибо никого так Бог не ненавидит, как гордого, как и Брат Божий говорит: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4, 6). Итак, будем хранить себя, будем укреплять себя и убегат от уст змия, который ищет поглотить нас, отлучая от братства; пребудем во дворех заповедей Господних, там служа и там питаясь, где нет пажитей горьких и смертоносных, но одни животворные, питательные, утучняющие и укрепляющие честные ваши души. Там напаяйтесь, где нет горьких и зловредных вод греховных, но одни сладкие, тихие и богоблагодатные. Бог разверз для нас камень; пейте же спасительные воды. Манна ниспосылается с неба; собирайте и вкушайте. Море разделяется; идите, переходите, и шествуйте в землю вечных благ. Чтобы не длить слова, ради краткости ночи (скажу вообще); соблюдайте все сие, и удаляйтесь от всякого злого дела, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

[1] В слав. телесе нашего.




Kindly Bookmark this Post using your favorite Bookmarking service:
Technorati Digg This Stumble Stumble Facebook Twitter
!-

0 σχόλια :

Δημοσίευση σχολίου

Σημείωση: Μόνο ένα μέλος αυτού του ιστολογίου μπορεί να αναρτήσει σχόλιο.

 

FACEBOOK

ΑΝΑΖΗΤΗΣΗ ΠΕΡΙΕΧΟΜΕΝΩΝ


Histats

ΣΥΝΟΛΙΚΕΣ ΠΡΟΒΟΛΕΣ ΣΕΛΙΔΩΝ

extreme

eXTReMe Tracker

pateriki


web stats by Statsie

ΠΑΤΕΡΙΚΗ ΣΤΟ FACEBOOK

 PATERIKI


CoolSocial

CoolSocial.net paterikiorthodoxia.com CoolSocial.net Badge

Τελευταία Σχόλια

ΜΕΤΑΦΡΑΣΗ TRANSLATE

+grab this

ON LINE

WEBTREND

Κατάλογος ελληνικών σελίδων
greek-sites.gr - Κατάλογος Ελληνικών Ιστοσελίδων

ΑΝΑΡΤΗΣΕΙΣ

MYBLOGS

myblogs.gr

ΓΙΝΕΤΕ ΜΕΛΟΣ - JOIN US

Καταθέστε τα σχόλια σας με ευπρέπεια ,ανώνυμα, παραπλανητικά,σχόλια δεν γίνονται δεκτά:
Η συμμετοχή σας προυποθέτει τούς Όρους Χρήσης

Please place your comments with propriety, anonymous, misleading, derogatory comments are not acceptable:
Your participation implies in the Terms of Use


| ΠΑΤΕΡΙΚΗ ΘΕΟΛΟΓΙΑ © 2012. All Rights Reserved | Template by My Blogger | Menu designed by Nikos | Γιά Εμάς About | Όροι χρήσης Privacy | Back To Top |