ИСТОЧНИК
Библиотека святоотеческой литературы
http://www.orthlib.ru/
ПОУЧЕНИЕ 11-Е.
О том, чтобы повиноваться настоятелю; как повинуется железо ковачу, и таким образом жить беспопечительно.
Братие, отцы и чада! Вижу я, как повседневно, как некоторая плодовитая нива, возрастает сонм братства, и опасаюсь, что семя смиренного моего слова не только не достаточно, но и сухо, и не может обнять всю ниву, и посредством учительства очистит, вспахать и посеять на ней семя заповедей, дабы оно росло и усовершалось. Впрочем усердствую, сколько у меня есть силы, чтобы хотя немного принести вам пользы; а вы, братие мои, как добрая земля, приносите плод, по слову Господа (Лук. 8, 15), и себе и Ему, — спасение душ ваших. Нам предстоит труд, как говорит пророк Давид, дондеже внидем во святило Божие, и разумеем последняя его (Псал. 72, 16, 17). Поэтому и необходимо трудиться и проливать пот в духовных подвигах, ревновать
добру, стремиться душею, чтобы успеть нам войти в поприще, для получения победных венцев смертию преподобною. Ибо вы сами знаете, что труды рождают успокоение, голод и жажда гортани и скорби возделывают бессмертные радости, жажда и паление уст источают воду, как сказал Господь, текущую в жизнь вечную (Иоан. 4, 14), как об этом и Давид псалмопевец говорит: сеющии слезами, радостию пожнут (Пс. 125, 5). Если же вы это знаете, блажени есте, по слову Писания, аще творите я (Иоан. 13, 17.) А муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих (Пс. 91, 7). Но вы мудры, разумны и рассудительны, и потому одни из добродетелей вы постигли, а другие постигаете, и еще постигнете; ибо заповедь не имеет меры; но насколько кто любит Бога, настолько познает, что он далек от исполнения заповеди. Вот мы руководствуем вас правилами, и наставляем вас, и запрещаем в некоторых вещах; а в ином опять утверждаем, и оставляем вас поступать так, как должно. А вы слушаетесь и повинуетесь во всем, чего бы мы ни захотели по Богу, как железо ковачу, и таким образом живете без попечений, и жизнь ваша в безопасности. Но и вы сами, если знаете что-либо доброе, исполняйте и советуйте один другому. Ибо все мы имеем в виду общую пользу, и подобны некоему кораблю, с кормчим и пловцами, плавающему на море. Так и я пребываю среди вас. Мне должно управлять рулем, бодрствовать более и смотреть на небо, взирая на звезду правды, чтобы управить корабль. Но и вам должно бодрствовать, помогать, и переходя с одной стороны на другую, наблюдать, дабы не нашла какая буря, и не подвергнуться бы опасности, дабы от невнимания, не найти на мель, или от беспечности не удариться внезапно о скалу; но держите в руках ваших снасти и канаты корабельные, смотрите, когда их держать и когда отпускать, дабы корабль наш душевный достиг пристанища спасения; ибо для сего то мы оставили и мир и похоти плотские и волю. Итак, будем, братие, терпеливы и тщательны в трудах добродетели; и я уверен, что мы получим венцы и будем веселиться на небесах, там, где нет труда и болезни, печали и воздыхания. Вооружитесь мужеством и крепостию, и пуст сияет светильник усердия вашего поддерживаемый елеем терпения, дабы он не угас, и дабы не подвергнуться нам неисправимому бедствию юродивых дев. Стяжите безмолвие, братие мои честнейшие! Не заповедаю вовсе не говорить, ибо сего и житие наше не требует, но не говорить того, чего не должно, и что приводит вас к смеху.
Ибо как говорит премудрость, от многословия не убежиши греха (Прит. 10, 19); а если удерживаешь язык твой, будешь разумен и мудр. Будьте внимательны к послушаниям своим, не будьте в работе небрежны, и не портьте потребных вещей, будет ли то телега, или буравль, или письменная трость, у иного топор, у другого блюдо, и у кого что случится. Ибо из за этого случается погубить день; и время потребное для дел духовных, мы тратим на дела ничтожные. Напоминаю вам и о воздержании, чтобы не постились вы сверх заповеданного вам, дабы не ослабеть; ибо сказано: да не уклонишися ни на десно, ни на шуие (Второз. 17, 11), но царским путем иди. Есть дела тяжелые, где в особенности многое воздержание не приносит пользы. Будьте внимательны к делам вашим и тщательны во всем, и молитесь, чтобы Бог послал нам помощь против невидимых и видимых врагов, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава со Отцем и Св. Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
----------------------
ПОУЧЕНИЕ 12-Е.
О том, чтобы иметь трезвение и совершать досточудные дела блаженного послушания.
Братие, отцы и чада! Опять чрез долгое время, по возвращении нашем из странствования, мы приступаем к обычным поучениям. И вот мое к вам первое слово: далеко ли мы от вас отстоим, здесь ли находимся, хотя я и грешен, но прошу и молю Бога, чтобы Он сохранил вас целыми и невредимыми, и чтобы беспрепятственно совершать вам сие святое ваше житие, и чтобы ни один из вас не преткнулся по наветам диавольским, но дабы всегда вы были внимательны и старались совершать досточудные дела послушания. Ибо когда вы это будете соблюдать, то все прочее не будет причинять мне никакой печали, хотя обыкновенно оно и наводит печаль, говорю о стеснительном положении нашей телесной жизни, в каковом находимся мы и в сей час. Но и тесноту считаю простором, и убожество богатством, и злополучие благополучием, и прочее подобным образом: так как я наставником, имею упование и веру, что Господь не убиет гладом душ праведных и не оставит преподобных своих, каковы но благодати Христовой и вы, Всевышним промыслом питаемые, напаямые, покрываемые и согреваемые, не только в душевном видении, но и в телесном служении; ибо кто бы возмог подавать нам все необходимое, если бы не была с вами сила Божия? Посему умоляю и поучаю вас всегда, пуст каждый из вас, сколько возможно, будет тщателен в послушании, в котором находится, дабы много трудясь, быть и многоплодным, и духовно и чувственно. Ибо одно познается чрез другое, т. е., кто тщателен в телесном, тот тщателен и в душевном; как и напротив, кто нерадив в телесном, тот и но душе бесплоден.
Второе слово мое о том, что у нас должно быть все общее, не только телесное и чувственное, но и духовное и мысленное. Поэтому добродетели и добрыя дела будем сообщать друг другу, и передавать их один другому, как это ны видим и в телесном, по слову Апостола: яко тело есть едино, и уды имать многи: вси же мнози уди тела, едино тело есть. И аще страждет един уд, состраждут есu уди: аще ли славится един уд, с ним радуются вси уди [1] (1 Кор. 12, 12, 26). И как с головы до ног, от правой и до левой стороны ощущается потребность в служении каждого члена, так должно разуметь и о душевном. Сперва Отец мой и ваш, за ним вторый я, а потом и прочие, даже до самого последнего, будем иметь похвалу или порицание в день воздаяния. Не думайте, что я радуюсь о том, если я как первый, более имею благ. Я боюсь и, трепещу; потому что как за добро, так и за зло будет воздаяние, и за совершаемое мною зло я окаянный более дам ответ, по мере того, как превосхожу меньших.
Зная это, чада, будем все стараться и подвизаться, будем все, каждый по послушанию своему и по силе своей, приносить пользу, а не вред, или убыток общежительному делу. Должно вам знать и то, что не так, как мы судим, будет судить Бог в день оный; ибо иной суд Божий и иной человеческий. Он и тридцатого поставит третьим или четвертым, и десятого низведет в среднее место, и последнего возведет в первое, смотря по добродетели и прилежанию каждого. И хотя страшно сказать, однако скажем и то, что Бог некоторых и совершенных (по образу) отлучит от сонма братий и пошлет их в муку, т. е., тех, которые здесь живут без повиновения и по своей воле, и руководствуются своим разумом, как и меня грешника за мою леность и злые дела. А как вы думаете? Ужели в самом деле напрасно трудится тот, кто идет на послушания. - кто копает, или готовит пищу? Ужели все те, которым нет возможности сидеть, безмолвствовать, читать псалмы и петь, не приимут равной части с сидящими в монастыре и читающими? По истине говорю вам, приимут. Так на войне сражающиеся с оставшимися для хранения стана разделяют по ровну добычу: и люди иногда погрешают и нарушают правду, а безгрешный Бог никоим образом; но, по Писанию, в меру ею же мерим, возмерится нам. Посему, братие мои, будем внимательны, к сказанному, и не будем трудящиеся по внутреннему, унижат находящихся в внешних трудах; а последние первых, т. е., поющие и молящиеся занятых послушаниями; и немощные здоровых.
Скажет кто-либо: чем может послужить немощный? И много может: благодарением, нероптанием и терпением болезней. Бог видит наши дела, и в книге Его все наши слова [2] пишутся и будут писаться, и в день судный раскроются книги наших деяний и явными соделаются дела каждого из нас, и каждый восприимет по делам своим. Молюсь, чтобы всем вам тогда получить похвалу и быт увенчанными за ваши святыя дела и труды, которые вы подъемлете здесь. Хочу же, чтобы вы знали, что нет лучшего врачевства, во спасение, как исповедь, что и вам известно; и дарование это дано от Бога. Итак, что же некоторые из вас медлят исповедываться, и чрез молчание утопают, уязвляются и зараждают червей от утаенных помыслов? И ради этого, чада мои, я болю вашим недугом, и сожалею о вас. Имея возможность уврачеваться, просветиться и иметь светлое лице, зачем пребываем в противном? Бог все знает, несть бо тварь неявлена пред ним, вся же нага и объявлена пред очима Его. (Евр. 4, 13). Но и я должен знать ваши помыслы, почему и ищу вашей исповеди, чтобы мне знать чад моих, и чтобы они знали меня. Вот в чем состоит искреннее духовное рождение; вот не рабское повиновение, вот путь без попечения; вот где сладкая молитва, всегдашнее преуспеяние, возрастание и обожение того, кто имеет сие дарование. Помолитесь, чада, чтобы и мне издалека увидеть преддверие бесстрастия; это особенно необходимо для того, чтобы руководить вас, и дабы мне таким образом не остаться под тяжестию греха. Похвально, если проливаются слезы умиления. Похвальна чистая молитва ночная и дневная. Похвально терпение поношений. Похвальна тщательность в рукоделии. Похвально бодрствование в чтении. Похвально немногословие и беседа, не сопровождающиеся смехом. Похвально умеренное воздержание, и чтобы есть и пить с рассуждением и по заповеди. Похвальна непрестанная память смерти и чтобы по силе подражать жительству святых. Похвально бегать гибельного дерзновения и быть тщательным в божественном смиренномудрии. Вся искушающе, по слову Апостола, добрая держите. (1 Сол. 5, 21). Господь же да подаст вам силу и мужество, да укрепит вас в духовном и телесном делании, да сохранит вас в том и другом, и да умножит вам потребное, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава со Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
[1] Дополнено с греч.
[2] В слав. вси помыслы; в греч. πάντες σἳ λὸγοι.
----------------------
ПОУЧЕНИЕ 13-Е. [1]
О том, что должно внимать себе по отношению к различным явствам и о воздержании.
Братие мои и Отцы! Хотя и повседневно отверзаем мы для вас нечистые наши уста; но, чада мои честные и вожделенные, считаем это недостаточным для любви нашей к вам и для попечения о вашем спасении. Хотя мы грешны, однако поучаемся в этом день и нощь, в сем пребываем, сим дышим, сего желаем и ищем, это — наша жизнь и похвальная смерть. Итак, внимайте, чада мои, что доброе не легко достается; в тех же, которые невнимательны, оно удобно погубляется, и будучи приобретено долгим временем, но причине малого нерадения легко теряется.
Будьте внимательны к себе касательно настоящего времени; теперь время весеннее [2], возбуждающее для тела; и тело наше, поелику есть земля, влечется к земному. И как земля, унавоженная и удобренная, прозябает и дает цвет, так и плоть наша, утучняемая различными явствами и питиями, по необходимости израстает терние страстей. Обуздайте ее и удручите, как говорит божественный Апостол, и плоти угодия не творите в похоти (Рим. 13, 14); но подавая ей необходимое и должное, живите духом. Соблюдайте меру и в хлебе и в вине. Вино пусть дается для питья ради малого утешения, во время праздников и трудных работ, или больным, или изнемогающим, или трудящимся в пути; что же касается до прочих, то должно давать им по одной чаше, или много по две, ибо вам хорошо известно, что говорит старчество [3]. Не для того говорю вам это, чада мои, чтобы возбранить вам употребление снедей; да упразднятся брашна, как говорит Апостол (1 Кор. 5, 13); но желая, чтобы вы имели истинную пищу, привожу вам на память эти слова. Я хочу, чтобы вы ели и пили, но чинно и со страхом Божиим, дабы подкрепить тело ради потребных и необходимых дел. Разве вы не знаете, что чрез это воздержание и уклонение от приятнейших мирских снедей, т. е., от употребления мяса и вина, бань и различных вкусных явств вам уготовляется поистине Божественный рай, имеющий древо жизни и воду бессмертия, и услаждения духа, и неизреченную и недомыслимую красоту несказанно видимых и незримо созерцаемых [4] вечных благ. Наша отрада и наслаждение хранятся там. Вскоре когда смерть переселит вас туда, вы будете есть и пить вечно без насыщения. А здесь, чада мои, если бы нам случилось быть даже за трапезою царей, это наслаждение — не наслаждение, а пища червей; отрада их — не благополучие, но злополучие; радование их — не радость, но печаль; наследие их — не приобретение, но лишение, и счастие их поистине суета суетствий. Так изрек величайший из царей, Соломон, о наслаждении благами мира. Вы же имеете своею возлюбленною — воздержание, супругою — послушание, дщерей Господних — чистоту, девство, милостыню, святых отроковиц — умиление и смирение. Воззрите на небо горе, и смотрите, где наше жительство, где Христос, наша Глава и общий Отец всех, и град наш, вышний Иерусалим, матерь Петра и Павла и прочих святых. Поистине, если претерпите, будете победителями; если устоите, будете увенчаны; если так скончаете, отверзутся вам врата Царствия небесного; и тогда вспомните обо мне окаянном и грешном, когда увидите, что не отсылаетесь осужденными. Но помолитесь и обо мне, чада мои, да спасет Бог и меня с вами и подаст мне дух разума и совершенство души, чтобы мне пребывать среди вас боголепно. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет со всеми нами. Аминь.
[1] См. Патрологию Греческую, издание Минья. Том 99, стр. 688. Париж. 1860 г.
[2] В Новогреч, пер. εὐρὺχωρος (?); в Еллиногреч.ἐαρινός; в Слав. весеннее.
[3] В гору Антония прислали однажды вина; один из пустынников поднес Ав. Сисою две чаши вина. Сисой выпил первую, принял и вторую. Но когда он предложил ему в третий раз, Сисой не взял, сказав: <разве ты, брат, не знаешь, что есть сатана. Достоп. Сказания о подв, св. и бл. Отцев. Стр. 297.
[4] Дополнено с Еллиногреч.
----------------
ПОУЧЕНИЕ 14-Е.
О благодарном перенесении скорбей нашей жизни.
Отцы мои, братие и чада!
Смотря на мои злые дела, сознаю, что немощное мое слово к вам не послужит к вашему исправлению; по дабы не услышать мне сказанного в Священном Евангелии: лукавый рабе и ленивый, подобаше ти вдати сребро мое торжником, понуждаюсь говорить к вам и напоминать вам должное. И верую, что вашею благою ревностию к заповедям и добрым вашим произволением вы и непотребность мою сделаете потребною. Итак трудитесь, чада мои, и подвизайтесь, и не удивляйтесь случающимся в жизни вашей скорбям по Богу, как приходящим сверх вашего ожидания. Разве вы, когда пришли из мира, не обещали сего пред Богом и святыми Его Ангелами, ради царства небесного терпеть всякую скорбь и тесноту, т. е., алчбу, жажду, холод, наготу, укоризны, поношения и прочие скорби? Итак, в этом нет ничего необычайного; но что вы обещались переносить, то и случается, сколько бы раз оно ни случилось. Какая же от сего прибыль? Наследие царства небесного, веселие в вечных благах, наслаждение бессмертием, блаженство вечной жизни, сыноположение и райское наслаждение, и другое что-либо, что есть и о чем говорится. Воистину недостойны страдания нынешняго времени к славе хотящей открытися в нас (Рим. 8, 18), говорит Апостол. И вот он, окормитель всей вселенной, находится посреди неверных, как посреди львов, медведей, барсов и волков; его влачат, бьют, терзают, поносят; он алчет и жаждет, но и при всем этом день и ночь делал своими руками, чтобы не отяготить кого, но иметь возможность удовлетворить телесным потребностям и своим и бывшим с ним. А мы, если будем с благодарением и терпением переносить то, что с нами случается, добро нам будет, и мы не лишимся их части. Если же будем роптать, смущаться и тяготиться, то как удостоимся быть с теми, которые до крови противостали греху? Или как нам не подвергнуться посмеянию в день оный, когда мы и более легкое не захотели совершать с усердием, как-то: беспрекословное послушание, труд без роптания, негорделивое служение, благовременное молчание, благоразумную беседу, перемещение от проходимого послушания, усердие в деле, отсечение воли, и то, чтобы с благодарением и терпением принимать случающийся выговор; непрестанное пребывание в молитве и пении как ночном, так и дневном, и повседневное пение псалмов; все это и многое другое, (всего исчислить не могу), если будем принимать с благодарением и терпением, то жительство наше благое, и будет благое, и Бог возвеселится о делах наших, и уготовит нам мученический венец. Итак, что же из вышесказанного отлучит нас от любви Христовой? Ничто. Но если нам необходимо будет и умирать на всякий день, то и это приимем с радостию, радуясь и веселясь о том только, что за Христа страдаем. И да не будет между нами никакого преткновения, чтобы не опорочилась жизнь наша. Но о сем довольно. Вы знаете, что у нас недостаток в пшенице, ибо за грехи мои нивы были неурожайны. Но если вы веселитесь духом, то недостатка ни в чем не будет; ибо Господь сказал, и истинны обетования Его: ищите первее царствия Божия и правды Его: и сия вся приложатся вам (Матф. 6, 33). Это Он и прежде показал, и показывает нам повседневно, на наших глазах, Своими чудесами и дарованиями. Только, как мы сказали, воздевайте руки ваши к небу в преподобии и правде, а прочее подаст добрый Строитель и Податель всего Бог наш; ибо Ему подобает слава, честь и поклонение с Отцем и Святым духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
--------
ПОУЧЕНИЕ 15-Е.
О том, чтобы нам отвергнуть всякое уныние и понудить себя к деланию духовному.
Братие мои, отцы и чада! Как каждый из вас должен дать отчет в деле послушания своего, так и я должен вам словом поучения; и о, дабы иметь мне столь многообразное и разнообразное слово, чтобы для всех оно могло быть полезно и прилично по благодати Христовой! Ибо многие между вами, братие мои, требуют поощрения, многие требуют утешения, многие требуют утверждения; иные же напоминаний, другие исправления, иные обличения, некоторые епитимии, иные снисхождения, другие строгости, а иные бесчестия и бесславия. Так много различных устроений; применительно к сим должно быть и слово учения; ибо что для одного служит врачевством, то другому приносит вред, и чем иному оказывается благодеяние, то, случается, другому делает ущерб; и что служит одному к исправлению, то бывает для другого преткновением. Посему немаловажно служение мое, но тяжело и неудобоисполнимо. Впрочем, укрепляемый молитвами Отца моего и Отца вашего, я держусь оного и, пока дышу, не вознерадею о нем, но буду трудиться и подвизаться, всегда напоминая потребное вам, моим господам и отцам. Все вы по воде Божией из спасающихся, и все пришли сюда, дабы спастись, и все ищете не иного чего, как только своего спасения. Но так как диавол противится всякому благу, то многие из нас и против воли бывают искушаемы; ибо в ином возжигает он пламень плотских похотей, будучи помоществуем вожделением юности; иного ввергает в гордость, чрез которую и сам ниспал с неба; иных расслабляет леностью и связывает унынием, и влечет их, куда хочет и как хочет; ослабляет их неверием, и ввергает в самочиние, и наущает их делать неподобающее. Но что я говорю о каждом порознь?— Всем, чем только может, он прельщает нас и старается ежедневно утвердить нас в том, ожидая нашей погибели. Но Господь Бог, сказавший морю: молчи, престани, (Мар. 4, 39) да запретит ему и отгонит его от нас далеко. А это бывает, когда мы придем в себя и вспомним первую мысль, с которою пришли сюда; ибо мы обещались пред Богом претерпеть всякую скорбь и тесноту даже до смерти. Таким образом отвергните все всё: скорбящие — печаль, гордые — гордость, унылые — уныние, сластолюбцы — сластолюбие, любящие начальствовать — любоначалие, тщеславные — тщеславие, дерзостные — дерзновение, бесчинные — бесчиние, многословы — многословие, пышно одевающиеся — пышность, плотолюбцы — плотолюбие, завистники — зависть, любящие спорить — спорливость, склонные к ссоре — ссоры, праздные — праздность. Все это и подобное — дела тьмы, роды зла, хотения и изобретения лукавого. Благого же Бога нашего дела суть: мир, кротость, смирение, послушание, независтливость, труд, прилежание, тщательность, любовь, вера, надежда, благочиние, молитва. Это — дела света, венцы правды, исправления святых, аще кая добродетель и аще кая похвала (Фил. 4, 8). Восстаньте, предавшиеся страстям, умоляю вас, ради любви Божией; пробудитесь усыпленные соблазнами. Если желаем проводить добрую жизнь и любим видеть благие дни, то послушаем говорящего: уклонися от зла и сотвори благо; взыщи мира и пожени и. Очи Господни на боящихся Его, прогневанное же лице Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их. (Псал. 33, 15 и след.). И все продолжение Псалма, если хотим быть внимательны, раскрывает нам превосходное законоположение. Но о сем довольно.
В настоящее время многие из братий заболели; ибо время теперь нездоровое. Итак, поможем, здоровые, больным; а больные, примем наказание Господне, как полезное, и перенесем его с терпением, и с благодарением будем принимать подаваемое. Когда же встанем от болезни, то не останемся в праздности, но будем заниматься своими делами; ибо мы не имеем рабов, купленных за деньги, чтобы они нам служили. Причина этому (т. е., рабству) грех, и Апостол попустил сему быть у мирян. А мы сами себе и рабы и господа, и служащие и пользующиеся услугами, но так что каждый из нас должен стараться о том, чтобы более служить, нежели чтобы ему служили безвременно. Ибо Господь знает каждого из вас дело и служение; знает, каков кто был сначала и каков теперь, каков был в миру и каков здесь, как понуждается и терпит, с кем сравнился, каков в состоянии, и с кем стоит, или обращается, или спит, и какую носит одежду или обувь. Все это с точностию взвешивает Праведный Судия, Всевидящее Око, и воздаст, как написано, каждому по делам его. Итак, пусть никто не скорбит, и пусть никто ни о чем не помышляет кроме того, о чем должно помышлять; ибо мы не только явимся пред Богом, но и предстанем пред страшное и грозное Его судилище, когда он потребует от нас отчета в делах наших; ибо Ему подобает слава во веки веков. Аминь.
0 σχόλια :
Δημοσίευση σχολίου
Σημείωση: Μόνο ένα μέλος αυτού του ιστολογίου μπορεί να αναρτήσει σχόλιο.